Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: В государственный орган на работу принят служащий, имеющий в собственности ценные бумаги, полученные им 20 лет назад во время всеобщей приватизации, доход по ним никогда не начислялся, и, по мнению госслужащего, владение указанными бумагами не приводит к конфликту интересов, соответственно, у него отсутствует обязанность по передаче ценных бумаг в доверительное управление. Правомерна ли позиция госслужащего?

Вопрос: Государственный гражданский служащий занимает должность руководителя структурного подразделения государственного органа субъекта РФ, которая в силу служебной подчиненности позволяет ему влиять на решения отдельных членов конкурсных и аукционных комиссий о допуске организаций к участию в торгах, проводимых администрацией субъекта, а также оценку заявок участников. При этом его супруга осуществляет предпринимательскую деятельность. Коммерческая организация, учрежденная и руководимая ею, участвует и периодически побеждает в указанных торгах. Свидетельствует ли данный факт о наличии признаков конфликта интересов государственного гражданского служащего? Если да, обязан ли указанный служащий сообщить представителю нанимателя о наличии подобного конфликта? Если обязан, но не сообщит, может ли он быть уволен?

Вопрос: Необходимо ли при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в подразделе 2.2. "Транспортные средства" раздела 2. "Сведения об имуществе" указывать автомобиль, находящийся в угоне?

Вопрос: Если в 2013 году был получен сертификат на материнский капитал, но использован он в 2014 году на погашение ипотечного кредита, в какой графе сведений о доходах нужно будет указать само наличие материнского сертификата и его сумму?

Вопрос: Каким образом государственный служащий должен заполнить справку о расходах (и надо ли её заполнять), если, к примеру, приобретённая квартира стоит 2 млн. 100 тыс. рублей, из них 600 тыс. рублей оплачены наличными (что не превышает сумму совместного дохода за три года), а 1 млн. 500 тыс. оформлены в кредит (что указано в разделе 5.2 справки о доходах)?

Вопрос: Подлежит ли отражению в разделе 1 справки доход, полученный от денежных отчислений граждан на дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственные пенсионные фонды, от участия в программе софинансирования пенсии (как в государственном, так и в негосударственном пенсионном фонде)? Соответственно, требуется ли заполнение раздела 3 "Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях" с указанием суммы отчислений на вышеуказанные цели? В случае необходимости внесения обозначенных сведений, каков механизм получения информации о данном доходе при проведении проверочных мероприятий?

Вопрос: В 1991 году приобретен садовый участок, садовый домик, капитальный гараж, что подтверждается членскими книжками от 1991 года. Являются ли они объектами собственности и в каких разделах их необходимо отразить в справке?

Вопрос: Необходимо ли отражать в справке сумму денежных средств, предоставленных банком в виде банковской кредитной карты, как в случае её активирования, так и неактивирования.

Вопрос: В государственный орган на работу принят служащий, имеющий в собственности ценные бумаги, полученные им 20 лет назад во время всеобщей приватизации, доход по ним никогда не начислялся, и, по мнению госслужащего, владение указанными бумагами не приводит к конфликту интересов, соответственно, у него отсутствует обязанность по передаче ценных бумаг в доверительное управление. Правомерна ли позиция госслужащего?

Ответ: Позиция госслужащего не соответствует требованиям действующего законодательства.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в случае если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ (особенности доверительного управления имуществом установлены гл. 53 Гражданского кодекса РФ).

На основании указанной нормы может сложиться ошибочное мнение, что при отсутствии конфликта интересов (реального или потенциального) ценные бумаги не подлежат передаче в доверительное управление.

Однако следует учитывать, что согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в случае если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.

Учитывая изложенное, позиция госслужащего не соответствует требованиям действующего законодательства.


Вопрос: Государственный гражданский служащий занимает должность руководителя структурного подразделения государственного органа субъекта РФ, которая в силу служебной подчиненности позволяет ему влиять на решения отдельных членов конкурсных и аукционных комиссий о допуске организаций к участию в торгах, проводимых администрацией субъекта, а также оценку заявок участников. При этом его супруга осуществляет предпринимательскую деятельность. Коммерческая организация, учрежденная и руководимая ею, участвует и периодически побеждает в указанных торгах. Свидетельствует ли данный факт о наличии признаков конфликта интересов государственного гражданского служащего? Если да, обязан ли указанный служащий сообщить представителю нанимателя о наличии подобного конфликта? Если обязан, но не сообщит, может ли он быть уволен?

Ответ: По нашему мнению, в рассматриваемом случае имеются признаки конфликта интересов и гражданский служащий обязан проинформировать о нем представителя нанимателя. Однако ввиду того, что ответственность, предусмотренная законодательством за подобное неуведомление, не конкретизирована, возможность увольнения в такой ситуации является спорной.

Обоснование: В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон № 79-ФЗ) конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Согласно ч. 2 указанной статьи случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 79-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме (ч. 3 ст. 19 Закона № 79-ФЗ).

На основании п. 12 ч. 1 ст. 15 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Минздравсоцразвития России в Письме от 16.09.2008 № 2796-17 отмечает, что исходя из положений ч. 3 ст. 19 Закона № 79-ФЗ определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого гражданского служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ одним из общих оснований увольнения государственного гражданского служащего является несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Как следует из ч. 3, 4 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

В рассматриваемом случае имеются признаки конфликта интересов, так как, во-первых, у государственного гражданского служащего может возникнуть личная заинтересованность в результатах торгов; во-вторых, данная заинтересованность может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, что может выражаться в распоряжениях, направленных на принятие тех или иных решений в ходе торгов, влияющих на их результат; в-третьих, в результате проведения торгов с участием организации, учрежденной и руководимой его супругой, указанный служащий может получить доходы в виде материальной выгоды для члена его семьи.

Следовательно, государственный гражданский служащий в данном случае обязан сообщить представителю нанимателя о наличии конфликта интересов. В случае неисполнения указанного обязательства гражданский служащий может быть уволен в соответствии с требованиями п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ. Однако ввиду того, что ответственность за подобное неуведомление не конкретизирована, возможность увольнения в такой ситуации является спорной.


Вопрос: Необходимо ли при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в подразделе 2.2. "Транспортные средства" раздела 2. "Сведения об имуществе" указывать автомобиль, находящийся в угоне?

Ответ: В данном подразделе указываются сведения о транспортных средствах, принадлежащих государственному служащему (гражданину) на праве собственности на отчетную дату, а также следует перечислить все транспортные средства, по которым зарегистрировано право собственности, включая находящиеся в угоне, полностью негодные к эксплуатации и т.п. Источником сведений о транспортных средствах, необходимых для заполнения данного подраздела, являются паспорта, регистрационные свидетельства транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, выданных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

Обоснование: В соответствии с Протоколом совещания у заместителя Министра здравоохранения и социального развития от 20.12.2011 № 4/17/74 сведения о транспортных средствах, находящихся в угоне, либо снятых с регистрационного учета, подлежат отражению так же в подразделе 2.2 "Транспортные средства" Справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.


Вопрос: Если в 2013 году был получен сертификат на материнский капитал, но использован он в 2014 году на погашение ипотечного кредита, в какой графе сведений о доходах нужно будет указать само наличие материнского сертификата и его сумму?

Ответ: Ценной бумагой данный сертификат не является, в связи с чем не подлежит указанию в разделе 4 "Сведения о ценных бумагах". В силу этого же положения Федерального закона государственный сертификат на материнский (семейный) капитал не является обязательством в том значении, в котором обязательства понимаются в Гражданском кодексе Российской Федерации. Таким образом, нет оснований для указания государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в разделе 5 "Сведения об обязательствах имущественного характера".

Заполнение раздела 1 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусматривает предоставление сведений о доходах, полученных за отчётный период (с 1 января по 31 декабря) от источников в Российской Федерации, за пределами Российской Федерации, включая пособия, получаемые служащим на ребенка, алименты, пенсии и иные социальные выплаты, субсидии на приобретение жилого помещения, проценты на вклады.

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал следует указывать в строке "иные доходы" раздела 1 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные средства образуют доход того периода, в котором произошло распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, то есть получение дополнительных мер социальной поддержки.

Обоснование: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – это именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, то есть меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в Обзоре проблемных вопросов, возникающих при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Обзор размещён на официальном сайте Министерства, http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/antikorr/2/1/0), сообщает, что понятие "доход" применяется в том значении, в каком используется в гражданском, финансовом, налоговом и других отраслях законодательства. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации).


Вопрос: Каким образом государственный служащий должен заполнить справку о расходах (и надо ли её заполнять), если, к примеру, приобретённая квартира стоит 2 млн. 100 тыс. рублей, из них 600 тыс. рублей оплачены наличными (что не превышает сумму совместного дохода за три года), а 1 млн. 500 тыс. оформлены в кредит (что указано в разделе 5.2 справки о доходах)?

Ответ: Для ответа на вопрос о том, следует ли Вам представлять сведения о расходах по приобретению квартиры стоимостью 2 100 тыс. рублей, если 600 тыс. рублей оплачено наличными, а 1 500 тыс. рублей - за счёт кредитных средств, необходимо сравнить сумму сделки (в Вашем случае 2 100 тыс. рублей) и Ваш общий доход и доход Вашего супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки. В случае, если сумма сделки превышает Ваш общий доход и доход Вашего супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, Вы обязаны представить сведения о расходах.

Обоснование: Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Закон о контроле за расходами) установлен круг лиц, представляющих сведения о расходах, и условия, при которых эти сведения представляются.

Частью 1 статьи 3 Закона о контроле за расходами установлено, что сведения о расходах представляются по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.

Для целей представления сведений о расходах не имеет значения, какую долю суммы сделки Вы оплатили за счёт кредитных средств, а какую - за счёт иных источников. Кредитные средства, с использованием которых Вы приобрели квартиру, равно как и другие источники получения средств, должны быть указаны Вами в справке о расходах как источники получения средств, за счёт которых Вами было приобретено имущество.


Вопрос: Подлежит ли отражению в разделе 1 справки доход, полученный от денежных отчислений граждан на дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственные пенсионные фонды, от участия в программе софинансирования пенсии (как в государственном, так и в негосударственном пенсионном фонде)?

Соответственно, требуется ли заполнение раздела 3 "Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях" с указанием суммы отчислений на вышеуказанные цели?

В случае необходимости внесения обозначенных сведений, каков механизм получения информации о данном доходе при проведении проверочных мероприятий?

Ответ: Доход государственного служащего от денежных отчислений на дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственные пенсионные фонды и от участия в программе софинансирования пенсии будет формироваться только после достижения им определенного возраста. В связи с чем, доход в разделе 1 "Сведения о доходах" справки государственного служащего указывать не надо.

В разделе 3 указываются сведениях о денежных средствах, находящихся на счетах в банках или иных кредитных организациях. Государственные и негосударственные пенсионные фонды банками и кредитными организациями не являются. В связи с чем, отражать указанные сведения в разделе 3 не надо.

Обоснование: В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" право на получение накопительной части трудовой пенсии, сформированной за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.


Вопрос: В 1991 году приобретен садовый участок, садовый домик, капитальный гараж, что подтверждается членскими книжками от 1991 года. Являются ли они объектами собственности и в каких разделах их необходимо отразить в справке?

Ответ: в случае, если государственный служащий является членом кооператива, полностью внес паевой взнос и это подтверждается соответствующим документом (например, отметкой в членской книжке), то значит садовый участок, садовый домик и капитальный гараж находятся в собственности государственного служащего, и это имущество указывается в подразделе 2.1 "Недвижимое имущество", а в случае, если они не являются его собственностью, то – в подразделе 5.1 "Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании". В этом случае основанием пользования будет являться "членство в потребительском кооперативе, членская книжка", а срок пользования – бессрочно.

Обоснование: В соответствии с частью 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.


Вопрос: Необходимо ли отражать в справке сумму денежных средств, предоставленных банком в виде банковской кредитной карты, как в случае её активирования, так и неактивирования.

Ответ: в соответствии с пунктом 4 вопроса 2 протокола совещания в Минздравсоцразвития России по вопросу выработки единых подходов к решению вопросов, возникающих при реализации нормативных правовых актов, устанавливающих запреты, обязанности и ограничения в отношении государственных гражданских служащих, в том числе обязанность предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от 15 февраля 2011 г. № 4/17/16а данные сведения указываются в разделе 3 "Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях" и в подразделе 5.2 "Прочие обязательства".


Информация предоставлена управлением государственной службы и кадровой политики ЕАО
Дата обновления информации: 30.06.2016